КировЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

В Кировской области разработаны еще два проекта: свалка в Костино и свалка в Омутнинске

Министр охраны окружающей среды Кировской области ответила на вопросы нашего журналиста

В Кировской области разработаны еще два проекта: свалка в Костино и свалка в Омутнинске

Источник фото: kirovreg.ru

#Интервью
В Кировской области разработаны еще два проекта: свалка в Костино и свалка в Омутнинске
В Кировской области разработаны еще два проекта: свалка в Костино и свалка в Омутнинске #Интервью
Министр охраны окружающей среды Кировской области ответила на вопросы нашего журналиста

8 июня – ИА SM.News. Алла Викторовна, вы принимали участие в Международном съезде региональных операторов. Это крупнейшее мероприятие в сфере обращения с отходами. Программа съезда в этом году была посвящена промежуточным результатам реформы по обращению с ТКО. Как вы сами оцениваете работу регоператора АО «Куприт», особенно с января 2021 года, когда «Куприт» начал сам вывозить отходы?

— В январе, когда был технический сбой, качество услуги по вывозу ТКО действительно было неудовлетворительным. Но я оцениваю решение «Куприта» вывозить мусор самостоятельно положительно, и сейчас аргументирую свою позицию.

Самый главный плюс заключается в экономии на транспортировке отходов. Так, сравнивая данные за первые кварталы 2020 и 2021 годов, видим, что экономия по городу Кирову составила 43%. Это очень серьезный результат, это говорит о том, что в предыдущие периоды затраты на транспортировку были необъективно завышены. Сокращение расходов регоператора ведет к снижению тарифов и итоговой суммы в квитанции жильцов.

Многие спрашивают о том, почему суммы в квитанции все еще не снизились. Если обратиться к законам о тарифном регулировании, то там говорится, что если произошло сокращение, то излишки средств убираются из тарифа через год.

Еще один плюс — «Куприт» в этом году перешел на учет отходов по весу, то есть он расплачивается с транспортировщиками только после того, как отходы вывезены на объект и взвешены. Оплата производится по их фактическому объему. Из этого следует, что у нас сейчас нет никаких «дутых» объемов, оплаты за воздух и так далее. Напомню, что ранее учет велся по количеству вывезенных контейнеров независимо от их заполнения и фактически в Кировской области транспортировалось меньше отходов, чем учитывалось. Всё это и дало существенное снижение транспортных расходов.

Хочу пояснить, что январская ситуация с вывозом отходов сложилась из-за того, что контейнерные площадки были некорректно отмечены в базе данных АСУ «Управление отходами». Более точная база данных осталась у прежних перевозчиков, которые не перенесли ее в АСУ. И когда «Куприт выстраивал логистику маршрутов, отдельные площадки пропускались. Как результат, в январе мы видели накопление большого объема мусора на площадках, которое начало расти как снежный ком. Какие-то контейнерные площадки вывозились регулярно, какие-то не вывозились, из-за чего появлялось отставание от графика по вывозу отходов. Но не все микрорайоны были подвержены этому техническому сбою. В ряде микрорайонов, особенно тех, которые ранее обслуживались «Купритом», и где контейнерные площадки были учтены корректно, мусор вывозился своевременно. Это и Нововятский район, и Чистые Пруды, и Солнечный берег.

В итоге было принято решение оперативном режиме проинвентаризировать все контейнерные площадки в городе, учесть их технические характеристики, уточнить и ввести в базу данных их координаты. В начальных числах февраля мы уже имели актуальную базу данных и актуальные маршруты. С этого момента жалоб на некачественную работу в городе Кирове у нас фактически не было. Ну, вы это и сами видите: площадки чистые, ежедневный вывоз, никаких серьезных проблем нет.

Также с этого года «Куприт» ввёл единую диспетчерскую службу мониторинга за качеством услуг. Не секрет, что ранее в базе данных были не все фотографии, не мониторилось качество услуг, а сейчас всё это выполняется очень оперативно. Также в АСУ вскоре появится дополнительный блок, в котором будет указываться, выполнена работа качественно или нет. Благодаря этому для граждан будет оперативно осуществляться перерасчет за некачественно оказанную услугу.

Появился единый колл-центр для работы с гражданами. Для нас в приоритете работа с гражданами, чтобы услуги оказывались удобно, быстро и качественно, и не было жалоб от населения. Также в конце прошлого года у «Куприта» были выставлены на торги два лота по транспортированию отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Победители по ним до настоящего момента не определены и в таком случае, согласно законодательству, региональный оператор обязан самостоятельно обслуживать эти территории. Сначала по ним тоже были сбои, но теперь их обслуживание налажено. Такие муниципальные районы как Даровской, Мурашинский, Юрьянский, Котельнич и Котельничский район сейчас взяты в обслуживание регоператором. Для этих районов приобретено и направлено 7 единиц техники.

Отмечу, что «Куприт» — это акционерное общество с участием государства 64,4% и, соответственно, вся собственность «Куприта» делится между акционерами. И если ранее техника закупалась в лизинг и она осталась в собственности частных компаний, то техника, которая используется сейчас и будет впоследствии приобретена, будет являться государственной собственностью.

Еще один важный момент — это количество контейнеров в городе Кирове. Все контейнеры, которые стояли на муниципальных площадках и многие контейнеры в различных УК, являлись собственностью частного перевозчика. Поскольку «Куприт» принял решение самостоятельно обслуживать территорию города Кирова, в январе перевозчик уведомил «Куприт», что снимают все свои контейнеры, а это 4000 единиц. Это была очень серьезная проблема, но регоператор решил и её, выкупив все контейнеры и оставив их на своих местах.

И еще. Если раньше мы старались без необходимости не увеличивать количество контейнеров на площадках, то с переходом на учет отходов по весу это неактуально. Первые три месяца этого года «Куприт» совместно с администрацией города активно мониторил наполнение контейнеров. Если фиксировалось регулярное переполнение контейнеров, то на такие площадки выставлялись дополнительные контейнеры. Таким образом, по городу Кирову регоператором было выставлено 600 дополнительных контейнеров.

Еще один немаловажный плюс перехода. На контейнерных площадках бывает не только ТКО, но и другие виды отходов, которые, по сути дела, не относятся к коммунальным, и их вывоз не входит в обязанности оператора. И если раньше частный перевозчик не брал такие отходы из-за того, что их вывоз не оплачивается, то сейчас «Куприт» вывозит практически все отходы, которые есть на контейнерной площадке, чтобы не было захламлений. Более того, у «Куприта» заключены договоры с администрацией города и всеми теруправлениями о том, что помимо вывоза отходов с контейнерных площадок, регоператор также следит за их чистотой.

«Куприт» закупает дорогие мусоровозы, выкупает существующие контейнеры для мусора и докупает новые, открывает колл-центр и диспетчерскую службу, взвалил на себя дополнительные обязательства и так далее. Он при таких затратах является профицитным, или нет?

— В первом квартале этого года у «Куприта» впервые появилась прибыль в размере 18 миллионов рублей. Вопрос кредиторской и дебиторской задолженности очень непростой. Если мы говорим о кредиторской задолженности за прошлые годы перед операторами отходов, в том числе и транспортировщиками, то сейчас идут судебные процессы – «Куприт» предъявил штрафные санкции и подал встречные иски на транспортировщиков за некачественное оказание услуг. Конкретных судебных решений пока нет.

Возвращаясь к вашему участию в съезде регоператоров. Какие задачи ставит перед региональными операторами федеральное правительство?

— В настоящее время задачи ставятся не только перед региональными операторами, но и перед субъектами РФ и профильными органами власти. Я бы выделила три основных задачи.

Первая — это повышение качества услуги, по возможности снижение тарифа, и чтобы расходы регоператора были экономически обоснованными.

Вторая — это создание инфраструктуры в сфере сортировки и утилизации отходов. Опыт многих субъектов говорил о том, что такие объекты региональные операторы создают в качестве инвесторов. И неслучайно в Кировской области мы ставим эту задачу перед «Купритом». Вы наверняка знаете, что у нас в 2022-2023 годах должен быть создан комплексный объект в формате технопарка, который будет предусматривать на своей территории мусоросортировочные мощности, мощности по утилизации, а также по захоронению неутилизируемых отходов, так называемых «хвостов». Сейчас потенциальный инвестор — это «Куприт».

Третий вопрос, который ставился перед регоператорами — это система раздельного сбора отходов. Конечно, разделять мусор необходимо, и эту задачу ставит перед нами правительство Российской Федерации. К 2030 году 100% образуемых в стране отходов должны быть обработаны, а полигонное захоронение сокращено в 2 раза. Но эта тема не простая, потому что очень много вопросов не урегулировано на федеральном уровне. Пока нет ни механизмов, ни источников финансирования раздельного сбора. Сбор смешанных отходов и раздельное накопление отходов — это фактически две разные системы. Система смешанных отходов — это площадка, контейнеры, мусоровозы, инфраструктура объектов, а раздельное накопление отходов — это параллельная система, для которой также нужны контейнеры, обустроенная площадка, должна ходить отдельная техника, которая будет вывозить раздельные отходы, должны быть объекты утилизации.

На сегодняшний день на федеральном уровне не определен статус раздельно собранных отходов. Что это: твердые коммунальные отходы или вторичные материальные ресурсы? Если твердые коммунальные отходы, тогда к ним применяется законодательство в отношении ТКО. Это исключительное право регоператора на эти отходы, это значит, что всё обращение с этими отходами должно войти в тариф, где сейчас такие расходы не предусмотрены, и это периодичность вывоза контейнеров независимо от степени их наполнения.

Если относить их к вторичным материальным ресурсам, то на сегодняшний день нет такого понятия, как вторичные материальные ресурсы. Нет абсолютно никаких нормативно-правовых актов или требований, чтобы была четкая граница между ними и отходами от жилищ. Соответственно, и санитарно-эпидемиологические требования для них должны быть другими. Та же периодичность вывоза должна быть уже другая, например по графику или по мере наполнения.

Также на сегодняшний день в законодательстве не урегулировано то, как должно вестись ценообразование или как должен формироваться тариф при раздельном накоплении. В ходе пилотного проекта, который, как и многие другие регионы, мы запустили с 1 июля прошлого года, было собрано 7 тонн раздельных отходов. И когда мы проанализировали экономику, оказалось, что полученная при раздельном сборе прибыль в 14 раз ниже затрат. Правда, подчеркну, что задачи выйти в «плюс» у пилотного проекта и не стояло. В рамках пилотного проекта мы изучали мнение граждан, готовы ли они сортировать отходы или нет. Из всех опрошенных лишь 14% готовы сортировать отходы без материального стимулирования. Остальные же хотят увидеть изменения в квитанциях. А механизмов для учета раздельного сбора и снижения цены в общей системе пока нет.

Когда мы только запускали проект, стоял вопрос, а сможем ли мы увидеть сокращение количества смешанных отходов и увеличение количества раздельно собранных. Так вот количество смешанных мы видим по факту, потому что они взвешиваются, а для раздельно собранных у нас идет контейнерный учет. Получается, что гражданам просто не с чего уменьшать плату, либо региональному оператору нужно будет брать издержки на себя. Другое дело создание экопунктов с четкой формулировкой приема вторичных материальных ресурсов за деньги. Тут уже будет четко виден объем отходов, который им принесли, и тогда будет возможность убирать эту часть из общей массы, потому что она идет уже по другой системе, и тем самым уменьшать количество отходов в системе ТКО. Как раз это и может привести к снижению тарифа.

Справедливости ради стоит отметить, что постепенно вопросы, связанные с раздельным накоплением отходов решаются, однако практически все понимают, что раздельное накопление отходов — это дополнительные затраты.

Кроме съезда региональных операторов вы посетили Международный форум «Экология» и выступили на нем с докладом об опыте Кировской области по ликвидации накопленного вреда. Какие успехи у Кировской области есть в этом вопросе?

— Моя цель участия в таких мероприятиях — поднять те проблемные вопросы, которые есть, попытаться донести наше видение, как их можно решить и обязательно, чтобы они попали в резолюцию. Внести свои предложения в резолюцию удалось и на съезде регоператоров и на форуме «Экология».

Если мы говорим о нашем опыте, то проблем в Кировской области с накопленным вредом за годы набралось очень много и самостоятельно наш регион справиться с ними не в состоянии. И очень хорошо, что в нацпроекте «Экология» появился федеральный проект «Чистая страна», в рамках которого мы начали работу по рекультивации свалок. Первым объектом, который мы рекультивировали в прошлом году по данному нацпроекту стала свалка в поселке Вахруши. В этом году мы попали в дополнительный отбор с двухлетней ликвидацией свалки в городе Слободском (стоимость проекта 120 миллионов).

Сейчас у нас разработаны еще два проекта: свалка в Костино и свалка в Омутнинске. По Костино получено положительное заключение государственно-экологической экспертизы и сейчас проект находится на строительной экспертизе. Ждем заключения, но заявку на участие в нацпроекте в следующем году мы уже подали. Многое зависит от того, успеем ли мы получить положительное заключение экспертизы, и если все же не успеем, постараемся попасть в дополнительный отбор.

По свалке в Омутнинске у нас на конкурсы 2023-24 годов вся проектно-сметная документация готова, все заключения получены. Ждем. Мы могли бы и раньше взять этот объект в рекультивацию, если бы не одна проблема. Если все предыдущие объекты допускали рекультивацию объекта на месте, то в Омутнинске объект расположен в водоохранной зоне и должен быть рекультивирован методом вывоза. Это значит, что мы должны 80.000 тонн с этого объекта вывезти на другой полигон. У нас на сегодняшний день дефицит полигонного размещения. Мы ждем, что к 2023-24 годам появятся новые мощности, новые объекты и тогда мы сможем реализовать эти мероприятия. Сейчас вывозить отходы просто некуда.

Еще одной проблемой, которую подняла лично я, стал статус отходов, которые накоплены на этих свалках. На сегодняшний день в законодательстве есть лишь один вид — это твердые коммунальные отходы от свалок, то есть автоматически подразумевается, что они от жилищ. При этом зачастую на свалках лежат отходы от производств. Получается, что непонятны ни их состав, ни морфология. Поэтому данный вопрос очень спорный и если мы всё же говорим, что это ТКО, то это опять региональный оператор, опять тариф и ликвидация путем вывоза. Чтобы этого избежать, нужно выделить такие накопленные отходы в отдельную категорию, чтобы можно было любой организацией осуществлять ликвидацию и рекультивацию таких свалок.

Также когда мы вывозим на полигоны отходы накопленного вреда, кто-то должен заплатить плату за негативное воздействие на экологию. Ну и, опять же, если Российская Федерация принимает, что всё должно осуществляться методом ликвидации, фактически мы должны сейчас создать новые полигоны для того, чтобы перевезти туда эти отходы. А кто за это будет платить? У нас федеральные средства на создание полигонов не предусмотрены.

Ну и еще один серьезный вопрос — на сегодняшний день не существует ни порядка ликвидации, ни порядка финансирования бесхозяйных объектов, расположенных на землях Гослесфонда. Для нас это актуально, у нас таким объектом является Кильмезский ядомогильник. Мы пытались начать по нему работать и столкнулись с тем, что он расположен на землях Гослесфонда, то есть находиться в федеральной собственности. По идее, государство должно оплатить и изыскание, и проектирование, и ликвидацию. Но у Рослесхоза такой статьи расходов нет. Для нас же это нецелевые расходы. Таким образом, сейчас никакого механизма нет. И этот вопрос стоит не только в нашем регионе.

Не так давно прокуратурой было вынесено представление по устранению нарушений в отношении мусорного полигона в Оричах, который находится в 6-ой приаэродромной зоне. Проведя окружность по данному радиусу, мы обнаружили, что в этой же защитной зоне находится и полигон в Лубягино. Скажите, означает ли это, что и над Лубягинским полигоном навис Дамоклов меч?

— Сейчас по полигону в Оричах действительно идет судебный процесс, каково будет его решение, пока неясно, но в качестве основного аргумента и администрация, и организация, которая эксплуатирует данный полигон, использует то, что на всем протяжении с начала эксплуатации Оричевского полигона в 2013 году не было ни одного инцидента, связанного с птицами.

Также приведу пример полигона в Костино, который находился в зоне глиссады (взлета и посадки самолетов) и отработал 40 лет без каких-либо эксцессов.

Но Осинцы же закрыли по такому принципу…

— В Осинцах принципиально другая позиция. Лубягино, Оричи и сельхозпредприятия — это уже сложившаяся инфраструктура, а Осинцы — это новый строящийся объект и в суде оспаривалось разрешение на строительство и акт ввода его в эксплуатацию. И получается, что в первом случае идет речь о закрытии работающих много лет объектов, а в случае с Осинцами речь о нарушении закона при выдаче разрешительных документов.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.